27 апреля 2024, 5:05 MSK

 

Версия
для слабовидящих

 

 

Новости
Памятка для органов местного самоуправления по профилактике межнациональных конфликтов, терроризма и экстремизма
25 января 2022 года

До планирования и осуществления работы должностному лицу муниципального образования, ответственному за организацию деятельности в указанной сфере, рекомендуется ознакомиться с основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы противодействия и профилактики экстремизма и терроризма на территории Российской Федерации.* 

В соответствии с действующим законодательством:

– органы местного самоуправления являются субъектами противодействия экстремизму (пункт 4 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года) и участвуют наряду
с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в противодействии указанной деятельности в пределах своей компетенции (статья 4 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»);

– крайним проявлением экстремизма является терроризм, который основывается на экстремистской идеологии (пункт 13 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года);

– в решении вопросов местного значения органы местного самоуправления должны действовать исходя из интересов населения
с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);

– деятельность органов местного самоуправления по выявлению
и последующему устранению причин и условий, способствующих экстремистским проявлениям и совершению террористических актов,
а также осуществление воспитательных и пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской и террористической деятельности, должно основываться на принципе приоритета мер предупреждения указанных явлений (ст.ст. 2, 3 Федерального закона
«О противодействии терроризму», ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»). Меры организационного и правового характера должны разрабатываться с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия экстремизму (п. 25 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года);

– статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» органы  местного самоуправления (наряду с гражданами, юридическими лицами и органами государственной власти) наделены правом в случае выявления в сети Интернет информационных материалов, включенных в федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации, принять меры к информированию об этом Роскомнадзора России с целью рассмотрения вопроса ограничения доступа к запрещенной информации
на территории России;

– деятельность органов местного самоуправления должна исходить
из необходимости разработки и осуществления комплекса мер
по повышению эффективности профилактики, совершенствования правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму, принятия на муниципальном уровне целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов, своевременного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций, консолидацию усилий с органами государственной власти, институтами гражданского общества и организациями. Требуются согласованность действий с государственными органами и формирование консолидированной позиции по вопросам профилактики межнациональных
и межконфессиональных конфликтов, разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления
и пресечения правонарушений и преступлений экстремистской направленности (пункты 26, 27 Стратегии противодействия экстремизму
в Российской Федерации до 2025 года, пункт 11 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации);

– органы местного самоуправления участвуют в деятельности
по профилактике правонарушений в соответствии со своими полномочиями (деятельность органов местного самоуправления по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должна отвечать цели предупреждения правонарушений и антиобщественных действий, выявления и устранения причин и условий, способствующих этому (статья 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);

– допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов является основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку (подпункт 5 пункт 2 статьи 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). 

Факт установления на федеральном и региональном уровнях ответственности за допущение должностными лицами муниципального образования названных негативных последствий обязывает органы местного самоуправления разрабатывать и проводить эффективную профилактическую работу в указанной сфере.

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что к неисполнению органом местного самоуправления требований в области участия
в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма может быть отнесено неиспользование предоставленных законом полномочий, проявление пассивности и незаинтересованности в профилактике экстремистской деятельности.

При этом, невозможность реализации названных мер ввиду отсутствия финансирования на указанные цели не может служить основанием для бездействия в сфере профилактики экстремизма и терроризма, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение его требований
с финансовыми возможностями муниципального образования.

Реализация мер в сфере профилактики экстремизма и терроризма должна осуществляться в обязательном, приоритетном и плановом порядке, основанном на результатах анализа состояния законности, с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз, а также мониторинге состояния межнациональных и межрелигиозных отношений.

* Список действующего законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму:

– Конституция Российской Федерации; 

– Уголовный кодекс Российской Федерации;

– Кодекс РФ об административных правонарушениях;

– Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; 

– Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»; 

– Федеральный закон «О противодействии терроризму»; 

– Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»; 

– Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

– Федеральный закон «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов»;  

– Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; 

– Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

– Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная 28 ноября 2014 года Президентом Российской Федерации; 

– Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная 5 октября 2009 года Президентом Российской Федерации;

– Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная 14 ноября 2013 года Президентом Российской Федерации;

– Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная 2 июля 2021 года Президентом  Российской Федерации.

 

 
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки
на «Информационный портал Администрации Свердловского района Орловской области»: http://admzmievka.ru
Использование информации сайта в оффлайн-СМИ (радио, телевидение, газеты и т.п.) требует особого согласования.
Для согласования отправьте запрос.